Этапы оптимизации сайта

Без контента нет оптимизации

Любая задача по оптимизации интернет-сайта для поисковых систем начинается с анализа содержимого данного сайта. Это может прозвучать банально, но для оптимизации необходимо исходное наполнение, которое можно подвергнуть оптимизации. Это наполнение, называемое также контентом - информационная ценность сайта. И ценность, в первую очередь, с точки зрения поисковых систем (которые, в свою очередь, считают это ценностью для своих пользователей). Поисковые системы отвечают на запросы пользователей, предоставляя сайты, представляющие, на их взгляд, наибольшую информационную ценность по тем или иным запросам.

Такая ценность по какой-то конкретной тематике называется релевантностью, то есть степенью соответствия тематике, заданной в поисковом запросе. Поисковые системы стараются предложить наиболее ценные ресурсы, то есть сайты с наиболее полной, оригинальной и пользующейся спросом информацией.

1-й этап оптимизации - оценка

Соответственно, на первом этапе оптимизации требуется удостовериться, что сайт готов "дать достойный ответ" по темам, в которых он хочет продвинуться в поисковых системах. Критерии этого "достоинства" разные, это, в частности, насыщенность информационного материала соответствующими теме ключевыми словами, но во всех них важно одно - наличие соответствующей информации. Это первоочередное условие.

Сайт поставщика некой продукции - допустим, оргтехники - имеет оригинальную и полную информацию в виде самой этой продукции (перечня, описаний), и по своему наполнению лучше всего приспособлен для продвижения по наименованию этой продукции. Более того, если цель поисковой оптимизации - привлечение пользователей поисковых систем, ищущих именно эту продукцию, то это и есть именно то, что нужно этому сайту. Но такой сайт мало приспособлен для продвижения по общим темам - например, настольные издательские системы - если на нем есть материалы по принтерам, но нет материалов конкретно по тематике издательских систем.

Поэтому первый этап оптимизации - оценка, по каким направлениям сайт готов продвигаться в поисковых системах, и насколько это соответствует исходным планам. Дается оценка того, по каким тематическим запросам сайт способен дать тот самый "достойный ответ" - то есть по каким направлениям он может продвинуться, а по каким попытка будет малоэффективной. Но также на данном этапе, если это необходимо, намечаются пути, которыми тематические возможности сайта можно будет привести в соответствие с желаниями. То есть какими и какого рода информационными материалами необходимо обогатить сайт, прежде чем о сможет рассчитывать на соответствие нужным поисковым запросам.

2-й этап оптимизации - идеализация

Второй этап оптимизации сайта включает в себя приведение структуры и вида представленной на сайте тематической информации в соответствие с представлениями поисковых систем об идеале. Действительно, хотя поисковые системы и стараются оценивать сайты так, как это делал бы "умнейший человек в мире", их критерии, все же, несколько отличаются от человеческих критериев. Необходимость специфической поисковой оптимизации обязана своим существованием именно этому отличию и этой специфике оценки поисковых систем. Вкратце, задача этого этапа - представить поисковым системам сайт как максимально соответствующий - релевантный - заявленной тематике, то есть соответствующим запросам.

3-й этап оптимизации - работа над ссылками

Третий этап - это работа со ссылками. Это может показаться странным, но по своей важности этот последний этап соперничает с первым. Парадоксально, но факт - ссылки даже важнее реального содержимого сайта. Почему это так? Для этого нужно рассмотреть принципы оценки релевантности сайта запросу. На данный момент большинство поисковых систем оценивает релевантность страницы запросу, в самом упрощенном виде, как произведение авторитетности страницы и суммы релевантности текста страницы и релевантности текста ссылок запросу.

Из этих составляющих релевантность текста страницы запросу - объект второго этапа оптимизации. Это то, насколько контент соответствует запросу. Величина эта не бесконечна, т.к. определяется процентными величинами - относительным содержанием ключевых слов в тексте, близостью ключевых слов к началу страницы и т.п. Именно поэтому оптимизация содержимого страниц сайта имеет свой "потолок" эффективности.

Оптимизация методом "розового кролика"

В отличие от этого, авторитетность страницы опирается на количество и качество внешних ссылок на сайт. Нетрудно сделать вывод, что этот фактор может увеличивать свое влияние практически бесконечно - вплоть до, теоретически, количества абсолютно всех страниц интернета (которое, в свою очередь, тоже теоретически не ограничено). Именно поэтому работа со внешними ссылками (и ссылками с правильным текстом - релевантным нужному поисковому запросу) - это, практически, бесконечная возможность по продвижению сайта. По крайней мере, при текущих алгоритмах поисковых систем. Когда релевантность страниц, грубо говоря, доведена до предела и ничего уже не улучшить, ссылки "продолжают работать, работать, работать", как розовый кролик из известной рекламы батареек.

Потенциал внешних ссылок можно проиллюстрировать тем фактом, что ими можно продвигать страницы даже по тем запросам, по которым на самой странице не содержится контента. Так известен пример, когда таким образом хулиганы продвинули сайт Microsoft по нецензурным запросам.

И если это возможно даже с нулевым контентом, то есть за счет исключительно третьего этапа продвижения, то можно себе представить, насколько эффективным будет полноценное сочетание всех трех этапов продвижения сайта.




Автор: Шапиро Борис.